Smart-Mews
Первое цифровое информационное агентство

Краткая история Ближнего Востока: от Ахеменидов до Палестины. Часть I

5 June 2024

Краткая история Ближнего Востока: от Ахеменидов до Палестины. Часть I

 

Судьба всего человечества вполне может находиться в руках неразумных, невменяемых людей. Обобщение это является «лёгкой» версией общемирового затруднительного положения. Ибо вполне возможно, что помимо большого количества неразумных правителей имеется также значительная доля социопатов, живущих внутри себя в каком-нибудь вселенском Аду, одержимых «внеземными» конфликтами и разрушениями. Наверняка именно они-то и приблизят извека прогнозируемый «Конец времён». Апокалипсис…

 

Человечество благословлено Богом для глобального владения научными знаниями, называемыми интеллектом, но — для некоторых в нём нет места элементарной сообразительности, выражающейся в откровенно плохом поведении: приобретённом способе поведения, как говорят психологи.

Идёт «галактическая» дискуссия об искусственном интеллекте и о том, что называется обучением этих ИИ-механизмов. Люди во многом похожи на ИИ — в той степени, в которой поддаются обучению. Особенно — верховные.

Можно привести множество примеров, демонстрирующих сильные модели поведения, которым люди (правительства) обучаются по мере поступления проблем. Это особенно заметно в междоусобной фракционности. Являя примеры того, что называется национализмом, не менее.

Большинство глубоко укоренившихся чувств и убеждений, квасной патриотизм и приверженность идеологиям, имеют в своей первооснове элементарный агитпроп. В основе каждой из таких приверженностей лежит идеологическая обработка. Что, конечно же, служит ограничению человеческих возможностей. Глубина эмоций и преданности делу, проявленные различными участниками опросов, огромна — они в значительной степени истинно верующие: все до единого.

 

Исторические события, описанные здесь, представляют собой убедительное явление влияния «глубинного государства». Одновременно указывая на вероятность другого, более тайного влияния-участия.

Каждый делает свой собственный выбор относительно морали представленного материала. Правда в одном — человечество способно на огромное зло, и именно поэтому хитрые пришельцы не связываются с нами, выжидая. А братья Даллес — смеются в своих могилах. Ведь их пророчества сбываются…

Но приступим.

 

География

 

Слово «Средиземноморье» буквально означает «между землями». Относясь к водоёму, который почти полностью окружён сушей, как и Средиземное море, которое служит продольной водной границей с запада на восток между Европой на севере и Африкой — к югу.

Восточная оконечность моря номинально обрезана береговой линией с севера на юг, образуя западную границу Азии. Область, называемую Ближним Востоком, — это область, где три континента сливаются воедино. Как Азовское море в России соединяет несколько областей той далёкой части света.

 

Территория вдоль этого побережья, оканчивающегося с севера на юг, затем поворачивающая на восток у северной оконечности побережья вдоль предгорий гор Загрос и постепенно поворачивающая на юг, заканчивающаяся на оконечности Персидского залива, — исторически называется Плодородным полумесяцем.

Несколько тысяч лет назад Персидский залив простирался дальше на север, прежде чем отложения образовали нынешнюю дельту Тигра и Евфрата. Эту местность ещё называют Колыбелью цивилизации.

Действительно, самые старые окаменелости людей, найденные за пределами Африки, принадлежат народам, живших на территории нынешнего северного Израиля около 120 000 лет назад. Бронзовый век (2 000 г. до н. э. — 450 г. н. э.) был четвёртой эпохой в Империи Земли. Он представляет собой эпоху, когда созданы великие империи, такие как Ассирия, Персия и Рим. И наша короткая история Ближнего Востока начинается именно в этот период времени.

 

Климат, окружающая среда были благоприятными. А коренные жители размножились, распространившись по большой территории Ближнего Востока. Все эти люди несли с собой свой язык. Меж этими языками существует большая общность, несмотря на географическую разбросанность населения.

Языки стали называть «семитскими». Что, согласно научно-лингвистическим словарям, является прилагательным:

 

  • относящимся или обозначающим семью языков, включающую иврит, арабский и арамейский, также некоторые древние языки: такие как финикийско-аккадский, составляющие основную подгруппу афро-азиатской семьи;
  • относящимся к народам, говорящим на семитских языках, особенно на иврите и арабском языках;
  • относящимся к евреям или характерных для них: еврейских корнях.

 

Термин «семитский» основан на имени старшего сына Ноя — Сима — предполагаемого предка арабов и евреев. Но в некоторых языках, не поддерживающих символ «H», он стал таким, каким мы его видим сейчас.

Народы, говорящие на семитском языке, распространены по всей Северной Африке и Юго-Восточной Азии, играют важную роль в культурном и языковом ландшафте Среднего Востока уже более 4 000 лет.

Сегодня наиболее важным семитским языком с точки зрения количества носителей является стандартный арабский язык. На котором в качестве первого языка говорят более 200 млн. человек. Живущих на обширной территории, простирающейся от атлантического побережья Северной Африки до западного Ирана. Ещё 250 млн. в регионе говорят на стандартном арабском языке как на втором.

Большая часть письменной и радиовещательной речи в арабском мире ведётся на этом едином литературном языке. Наряду с которым в целях повседневного общения используются многочисленные местные арабские диалекты, часто отличающиеся друг от друга. В результате возрождения иврита в XIX в. и создания Государства Израиль в 1948 г. от шести до семи миллионов теперь говорят на современном иврите.

Другой термин, который встречается в дискуссиях о Ближнем Востоке: — Левант. Термин создан для описания части территории в «неполитических» кондициях. Насколько это корректно — до сих пор остаётся спорным. Географически — это своего рода ядро политического региона, который мы называем Ближним Востоком.

Говорят, что ничто так не побуждает людей к действию, как религия или любовь.

Так получилось, что большая часть следующих событий представляет собой религиозную историю о «Людях Книги». Часто взаимодействующих с мусульманским обществом. И даже сегодня эта история продолжается. 

В научно-библиографических справочниках говорится, что фраза «Люди Книги» используется в Коране буквально для обозначения людей, обладающих книгой, богооткровенным писанием. В мире Мухаммеда это были евреи, у которых есть Тора, — и христиане со своим Евангелием. Мусульмане являются последователями ислама, и у них есть Коран. Считающийся у них лучшим окончательным(!) откровением.

 

Эти три религии — иудаизм, христианство, ислам — называются авраамическими. Потому что все они ведут свою веру в единого Бога от Авраама. И все признают Авраама своим первым пророком.

В Книге Бытия Бог даёт Авраму имя, означающее «отец многих народов». Авраам — патриарх трёх авраамических религий, считающихся основными мировыми. Авраам традиционно считается первым евреем. И, заключив завет с Богом, должен был стать прародителем Израиля.

Но — не будем сосредотачиваться на собственно истории или пользовать события для прозелитизма. Идея текста также не в том, чтобы пересказывать библейские истории как таковые. Наш обзор — скорее светский.

 

Временной график

 

Наша временная шкала начинается с патриарха Авраама, жившего с семьёй своего отца в городе Ур, столице Шумерского царства: в дельте рек Тигр-Ефрат в Месопотамии примерно в 2000 году до нашей эры; четыре тысячи лет назад.

Согласно авраамической традиции средь евреев, мусульман и христиан, он получил указание от Бога покинуть дом своего отца и отправиться в путешествие. Поскольку Бог направил его в новую землю, — которую подарит в дальнейшем ему и его потомкам.

Авраам отправился на север от Ура вдоль реки Евфрат до Харрана и Кархемиша, оттуда повернул на юг и прошёл через Ханаан в Египет. Затем снова вернулся в Ханаан. Который, по указанию Бога, должен был стать местом Авраама: землёй обетованной — Израилем.

Важно отметить, что в то время сия территория — Ханаан — была уже оккупирована хананеями. Нетрудно догадаться, они отнюдь не с радостью согласились подарить свою землю и жильё новым жильцам. Бог стал их «агентом по недвижимости», — сказав, что они были избраны. Что дало новоприбывшим определённые полномочия.

Согласно Ветхому Завету, Бог повелел израильтянам уничтожить хананеев и захватить их землю в Ханаане. По сути, уничтожить их.

В Глобальной арабской энциклопедии, изданной в Саудовской Аравии, хананеи и связанное с ними племя иевусеи называются арабским народом, эмигрировавшим за полтысячелетия до евреев (около 2500 г. до н. э.) в Палестину с Аравийского полуострова. На Древнем Ближнем Востоке этот временной интервал примерно с 2000 г. до н. э. по 1000 г. до н. э. знаменует собой переход от среднего к позднему Бронзовому веку.

Книга Бытия описывает ряд событий и встреч Авраама с Богом в ту пору. Сначала у него родился сын Измаил от египетской служанки собственной жены. Затем были разрушены Содом и Гоморра. Наконец, у его супруги Сарры родился долгожданный сын Исаак. Должный стать прародителем Израиля через его сына Иакова, — которого Бог переименовал и назвал Израилем.

Так случилось, что у Иакова было двенадцать сыновей, одного из которых звали Иосиф, известного своей разноцветной одеждой. Иосиф был продан в рабство египтянам своими братьями, которые завидовали ему. Но — Иосиф очень хорошо зарекомендовал себя на службе у Потифара, одного из чиновников фараона, и стал его управляющим. Затем Иаков тоже переселился в Египет: израильтяне оставались там 400 лет.

Наконец, в конце того же времени Моисей вывел евреев из египетского рабства. Бог разомкнул воды Красного моря, чтобы позволить евреям безопасно пройти, спасаясь от фараона, и преследовавшие их египтяне утонули. Евреям пришлось сорок лет скитаться по пустыне, прежде чем они достигли границ Ханаана. Бог дал Моисею Десять заповедей, но Моисею было отказано во входе в Землю обетованную.

Когда Моисей умер, руководство евреями перешло к помощнику Моисея Иисусу Навину. Иисус Навин намеревался быстро завоевать Ханаан, что и сделал. Затем он разделил Ханаан между двенадцатью коленами Израиля, оставив небольшую долю себе.

После завоевания Ханаана, которое произошло примерно через пятьдесят лет после окончания египетского изгнания примерно в 1450 г. до нашей эры, Израиль попал под власть ряда судей, которые правили около четырёхсот лет. Прежде чем население потребовало, чтобы ими управлял царь.

Люди добились своего и имели в дальнейшем сериал из трёх царей: Саула, Давида и Соломона, прежде чем Израиль разделился на Северное и Южное царства в 930 г. до нашей эры.

Северное царство называлось Израилем, и им руководили пять пророков, прежде чем оно было разрушено Ассирией в 725 г. до нашей эры. Южное царство, Иуда, просуществовало несколько дольше и имело восемь пророков до вавилонского изгнания в 590 г. до н.э.

Вавилонская империя возникла примерно в 1984 г. до нашей эры. Поэтому она уже существовала, когда присоединила Израиль к своим владениям примерно в 590 г. до нашей эры. Это было во время правления Навуходоносора с 605 по 562 гг. до н. э. За это время большая часть евреев была уведена в вавилонский плен: в изгнание. Вскоре после окончания правления Навуходоносора в 539 г. до н. э. вавилоняне пали под властью Персидской империи.

Империя Ахеменидов, также известная как Первая Персидская империя, была древней иранской империей, основанной Киром Великим в 550 г. до н. э. Расположенная на территории современного Ирана, на тот момент она была крупнейшей империей в истории. Примерно в 536 г. до н. э. евреи начали возвращаться в Иерусалим, находившийся под властью Персии. Между 530 и 515 гг. до н. э. они восстановили свой Храм в Иерусалиме.

 

Наконец, в 330 г. до н. э. Иудея перешла под власть Александра Великого и Греческой империи. Это длилось недолго, и в 308 г. до н. э. Иудея перешла под власть Египта. Который сохранял контроль около ста лет до 196 г. до н. э., когда их вытеснили сирийцы. Во время сирийского правления произошло восстание Маккавеев, которое началось в 164 г. до н. э., и окончательно свергло сирийцев в 130 г. до н. э. Маккавеи сохраняли контроль до 63 г. до н. э.

Римский лидер Помпей завоевал большую часть Ближнего Востока в 66—63 гг. до н. э. И Римская империя объединила этот регион с Европой и Северной Африкой в рамках единой политико-экономической единицы.

Юлий Цезарь правил Римской империей в течение двух коротких лет с 46 г. до н. э. по 44 г. до н. э., в то время как Ирод Великий правил как царь евреев с 37 г. до н. э. по 4 г. до н. э. А Иисус родился примерно в 6—4 г. до н. э.

Такие города, как Александрия, стали крупными городскими центрами. А регион — ключевым производителем сельскохозяйственной продукции. Египет — стал самой богатой римской провинцией. В регионе появились мистические культы. А традиционные религии подверглись критике, что привело к возникновению культов, сосредоточенных вокруг таких богов, как Кибела, Исида и Митра.

Христианство укоренилось на Ближнем Востоке. Где такие города, как Александрия и Эдесса стали важными центрами христианской науки.

К V в. христианство стало доминирующей религией в регионе. Когда Римская империя разделилась на Восток и Запад, Ближний Восток стал привязан к новой столице Константинополю. И падение Западной Римской империи оказало минимальное влияние на регион.

Западная Римская империя оборачивалась всё более и более догматичной в своих интерпретациях указов, постепенно создавая религиозные расколы меж доктринами, диктуемыми истеблишментом в Константинополе, и верующими во многих частях Ближнего Востока. В тот период на греческом языке широко говорили, используя его как общий язык для торговли, коммерции и управления по всей империи. Однако важно отметить, что другие этнические группы и языки, такие как сирийский и иврит, продолжали процветать и сохранять свою культурную самобытность. Под византийским правлением на территории Леванта наступила эпоха стабильности и процветания.

 

Византийская империя была известна своим богатым культурным наследием, включая потрясающую архитектуру, искусство, литературу. Столица Константинополь — крупнейший центр образования, а её университеты и библиотеки привлекали учёных со всей империи.

Экономика также процветала благодаря сильной торговой сети, соединявшей Средиземноморский регион с Ближним Востоком и за его пределами.

Византийская империя — центр торговли шёлком. Её купцы играли значительную роль в мировой экономике.

Несмотря на свои многочисленные достижения, Византийская империя также столкнулась с серьёзными проблемами, включая частые войны с соседними государствами, внутреннюю борьбу за власть и подъём ислама в VII в. Эти проблемы в конечном итоге способствовали упадку — и падению Империи в XV в.

Регион был разделён на небольшие, слабые государства, в которых доминировали две крупные державы: Сасанидская империя (персы) на территории современного Ирана и Ирака — и Византийская империя на территории современной Турции и Леванта. У византийцев и сасанидов была долгая история конфликта, который был продолжением соперничества меж Римской и Персидской империями на протяжении предыдущих пяти столетий. Это соперничество касалось не только территориального контроля, но — отражало более глубокие культурно-религиозные различия меж двумя владычествами.

Византийцы считали себя защитниками эллинизма (греческой культуры) и христианства. Которое было доминирующей религией империи.

С другой стороны, сасаниды отождествляли себя с древними иранскими традициями, традиционной персидской религией — зороастризмом. Они считали себя героями сего культурно-религиозного наследия. Соперничество имело серьёзные последствия для региона. Определив ход истории, политики и культуры на Ближнем Востоке на столетия вперёд.

Аравийский полуостров уже был вовлечён в борьбу за власть меж византийцами и сасанидами: византийцы вступили в союз с Аксумским королевством в Африке, а сасаниды поддерживали Химьяритское королевство в Йемене.

Столкновение между Аксумом и Химьяром в 525 г. было частью более масштабной борьбы между Византией и Персией за контроль над торговлей на Красном море.

Византийцы и сасаниды воевали за территории в верхней Месопотамии, Армении и ключевые города, которые способствовали торговле с Аравией, Индией и Китаем. Византия контролировала территории на Ближнем Востоке, включая Анатолию, Сирию, Ливан, Палестину и Египет. Но сасаниды вторглись и завоевали Дамаск с Египтом в 603 г.

Император Ираклий смог отразить сасанидское вторжение и заменить сасанидского Великого царя более послушным. Боевые действия ослабили оба государства. Оставив место для появления новой державы.

 

В Аравийской пустыне господствовали кочевые племена бедуинов, поклонявшихся идолам. Они жили небольшими кланами, связанными меж собой родственными узами. Мекка и Медина — важные центры торговли между Африкой и Евразией, и многие жители были торговцами. Некоторые арабы мигрировали в северные регионы Плодородного полумесяца, где основали племенные вождества, такие как Лахмиды и Гассаниды, предлагавшие стабильность и связи с внешним миром. Доисламская Аравия была знакома с авраамическими религиями и монотеизмом. В различных регионах присутствовали христианские монахи, еврейские ремесленники, купцы и фермеры.

Как было замечено, Византийская Римская и Сасанидская Персидская империи были ослаблены войной, что позволило арабам завоевать обширную территорию, включая большую часть Ближнего Востока, Северной Африки и некоторых частей Европы. Арабов возглавили опытные военные командиры, такие как Халид ибн аль-Валид, основавших Халифаты, объединившие Ближний Восток. Создав доминирующую этническую идентичность, сохраняющуюся до сегодня(!).

Арабская империя была первой, контролировавшей весь Ближний Восток и три четверти Средиземноморья, — соперничая с Римской империей.

 

Пророк Мухаммед родился в Мекке около 570 г. н. э. К 608 г. была возведена Кааба — языческая святыня в Мекке. Мухаммед получил откровения от ангела, побудившие его отвергнуть многобожие в Каабе и отправиться в хиджру (переселение) в Медину в 622 г. н. э., что ознаменовало начало исламской эры.

В 624 г. последователи Мухаммеда разгромили мекканцев в битве при Бадре. А к 630 г. Мекка была завоёвана, став духовным центром ислама. Мухаммед умер в 632 г., и его преемником стал Абу Бакр в качестве первого халифа.

Официальная версия Корана была создана в 650 г. во время правления Усмана. К 656 г. внутри ислама разразилась гражданская война со спорами о том, кто является законным наследником веры, что привело к разногласиям, которые сохраняются и по сей день.

Арабы завоевали Сирию и Ирак (633—637), Египет (640—643) и Персию (640—643) и получили контроль над Святой Землёй к 638 г. Полагая, что они выполняют поручение Аллаха через Мухаммеда.

 

Северная Африка стала периферийной территорией. Но такие регионы, как Иберия (Аль-Андалус) и Марокко отделились и сотворили развитые сообщества наряду с Багдадом в восточном Средиземноморье.

Сицилийский эмират был крупным центром исламской культуры в Средиземноморье между 831 и 1071 гг. А после его завоевания норманнами он развил особую культуру с арабским, западным и византийским влиянием. В позднее Средневековье в Африке формируются более организованные государства. А европейские короли начали крестовые походы, чтобы попытаться свергнуть власть мусульман и вернуть себе Святую Землю. Хотя крестовые походы не увенчались успехом, они ослабили Византийскую империю, изменив баланс сил в мусульманском мире — в результате чего Египет стал крупной державой.

Ислам оказал значительное влияние на культуру Ближнего Востока и за его пределами, особенно на архитектуру, науку, технологии и искусство.

Золотой век ислама, который длился примерно с VIII по XIII вв., был периодом значительных культурных, научных и философских достижений. Мусульманские учёные внесли огромный вклад в различные области, включая математику, астрономию, медицину и философию. Они переводили и опирались на труды древних греков, римлян и персов. А их собственные новации оказали длительное влияние на западную цивилизацию.

В частности, халифат Аббасидов был эрой великого культурно-интеллектуального расцвета. Столица Багдад стала центром обучения, привлекающим учёных со всего исламского мира. В тот период основан Дом Мудрости, известная библиотека и интеллектуальный центр, сыгравший решающую роль в сохранении и передаче знаний.

Золотой век ислама также ознаменовался значительным прогрессом в архитектуре — с развитием самобытных стилей, таких как арка, купол и минарет. Альгамбра в Испании, мечеть Омара в Иерусалиме и Тадж-Махал в Индии — лишь несколько примеров потрясающих архитектурных достижений описываемого периода.

Кроме того, в то время процветали исламское искусство и литература с развитием сложной каллиграфии, геометрических узоров, богато украшенных позументов. Персидская литература, в частности, прославилась своими поэтическо-философскими произведениями, такими как «Шахнаме», национальным эпосом Ирана.

Обмен идеями и культурными практиками между исламским миром с Западной Европой в средние века оказал глубокое влияние на развитие западной цивилизации. Крестовые походы сыграли значительную роль в этом обмене, поскольку европейские воины и учёные вернулись из кампаний с новыми идеями, технологиями и культурными практиками.

В целом Золотой век ислама был периодом выдающихся культурных, научных и философских достижений, оказавших длительное влияние на человеческую цивилизацию.

Господству арабов в регионе пришёл конец с приходом турок-сельджуков в XI в. Турки завоевали большую часть Ближнего Востока, включая Персию, Ирак, Сирию, Палестину и Хиджаз. Византийская империя, хотя и была ослаблена, продолжала оставаться значительной силой в регионе, предотвращая арабскую экспансию в Европу. Однако поражение сельджуков над византийцами в битве при Манцикерте ознаменовало начало конца византийского могущества. Сельджуки правили Ближним Востоком около 200 лет, но со временем их империя распалась на более мелкие султанаты.

В XI в. христианская Западная Европа пережила экономическо-демографический подъём, отмеченный крестовыми походами.

Первый поход, начатый в 1095 г., привёл к захвату Иерусалима и созданию Иерусалимского королевства, которое продлилось до 1187 г. Монголы завоевали регион в XIII в., ознаменовав конец халифата Аббасидов. Однако их расширение было остановлено из-за внутренних конфликтов и поражения в битве при Айн-Джалуте в 1260 г. Монгольская империя в конечном итоге распалась, и Хулагу основал Ильханство, включавшее большую часть Ближнего Востока.

Монголы отступили в 1335 г., оставив после себя вакуум власти, приведший к упадку турок-сельджуков. Затем регион подвергся нападению Тимура, также известного как Тамерлан, тюрко-монгольского завоевателя, — предпринявшего серию опустошительных набегов в начале XV в.

Тем временем турки-османы пришли к власти в Анатолии и к середине XVI в. завоевали обширную территорию, включающую Ирако-Иранский регион, Балканы, Грецию, Византию, большую часть Египта, большую часть Северной Африки и части Аравии.

Османская империя, возглавляемая её султанами, ознаменовала конец средневековой (постклассической) эпохи на Ближнем Востоке и стала одной из самых могущественных и влиятельных империй в истории. Стоит отметить, что Османская империя была известна административно-военным мастерством, также культурными, художественными достижениями. Сыграв значительную роль в формировании современного Ближнего Востока с неизгладимым цивилизационным наследием.

Регион объединился под одним правителем — впервые со времён халифов Аббасидов. Контроль сохранялся более 400 лет.

Однако империя столкнулась с серьёзными проблемами и упадком, особенно пред лицом растущих европейских держав. Османы были изгнаны из Венгрии, Польши и некоторых частей Балкан. В конечном итоге уступив территории европейским державам, таким как Франция, Великобритания, Италия. Империя всё больше находилась под финансовым контролем европейских держав. К началу XX в. османы потеряли большую часть своих территорий в Европе. Изо всех сил пытаясь сохранить контроль над оставшимися территориями, они обратились к Германии за защитой, — но это в конечном итоге привело к дальнейшей зависимости от Германии.

В тот период Османская империя претерпела значительные реформы, включая реформы Танзимата и установление Первой конституционной эпохи. Которая ввела конституцию и парламент. Однако сей эксперимент продлился недолго, поскольку султан Абдул-Хамид II отменил парламент и конституцию. И автократически правил в течение 30 лет.

В ответ возникло реформаторское движение, — известное как младотурки: — стремившееся создать более демократическое и модернизированное правительство. Они захватили власть в 1908 г. и установили Вторую конституционную эпоху, которая привела к плюралистическим многопартийным выборам. Таким образом, младотурки сыграли решающую роль в формировании усилий Империи по модернизации. Но их внутренние разногласия и борьба за власть вскоре разделили младотурок на две фракции и в конечном итоге привели к доминированию Комитета Союза и Прогресса.

Комитет, возглавляемый Исмаилом Энвер-беем, Ахмедом Джемаль-пашой и Мехмедом Талаат-беем, учредил финансируемую Германией программу модернизации по всей империи.

На союз Энвера с Германией повлияли требования Великобритании о том, чтобы Османская империя уступила Эдирне болгарам, что турки сочли предательством. Отношения Османской империи с европейскими державами, особенно с Великобританией и Германией, оказали значительное влияние на её усилия по модернизации и альянсы.